Коллекция автомобилей Citroen

С дипломом консерватории
photo_1.jpg
Под Парижем есть место, где собрана самая крупная в мире коллекция автомобилей Citroёn.
Пассажиры, направляющиеся из аэропорта имени Шарля де Голля в чрево Парижа электричкой либо комфортабельным автобусом Air France, нередко задаются вопросом, что за автомобильное предприятие они наблюдают по пути, слева от дороги. Это ситроеновский завод в парижском пригороде Олнэ. И выпускает он модели Citroёn C2 и C3. А еще этот завод примечателен тем, что при нем находится Conservatoire Citroёn — главное историческое хранилище фирмы.
Старые машины пылились на задворках цехов, в глухих углах складов. Пустить их на лом не решались. За эту работу кому-то придется платить, да и жалко. У компании Citroёn никогда не было собственного музея. В этом фирма отставала как от своего партнера Peugeot, так и от Renault, тоже, впрочем, безмузейной, но зато располагавшей четкими представлениями, как своим историческим наследием распорядиться. Если кто помнит многосерийный телефильм «Хождение по мукам» с Ириной Алферовой и Юрием Соломиным в главных ролях, то там в первой серии ездят раритетные Renault из заводской коллекции. А еще у конкурента имелся салон на Елисейских Полях, где исторические модели выставлялись наряду с новинками. Мучило такое положение вещей руководство объединения PSA Peugeot-Citroёn, мучило да и привело к созданию Консерватории. И выставочный зал на Champs d’Elisee тоже возродили — на том же месте, где еще с 1927 года существовал фирменный магазин. А по пути ему удалось заглянуть в Олнэ, чтобы сфотографировать наиболее интересные из сокровищ Консерватории.
Осенний призыв
photo-2.jpg

Те самые прототипы «очень маленькой машинки», что нашли на чердаке. Прямо скажем, дизайн у них не очень. А позади торчит нос полугусеничного тягача, вспахивавшего землю вокруг заводского полигона
Те самые прототипы «очень маленькой машинки», что нашли на чердаке. Прямо скажем, дизайн у них не очень. А позади торчит нос полугусеничного тягача, вспахивавшего землю вокруг заводского полигона
Фундамент будущего хранилища заложили в марте 2000 года. В июне здание подвели под крышу и начали постепенно свозить в Олнэ экспонаты: из Парижа — со складов на рю Васко да Гамы, из дизайн-центра в Велизи, с полигона ля Ферте-Видам.
Как оказалось, на полигоне еще с 40-х годов сохранился экспериментальный полугусеничный тягач Citroёn P107. Его создали в 1939 году по заказу министерства обороны, но принять на вооружение не успели — Франция капитулировала. Немцам экспериментальная машина оказалась ни к чему — у них и своих полугусеничных транспортеров хватало. И тягач оставили распахивать лужайки вокруг испытательных дорожек полигона. Собственно, от этого занятия его и оторвали осенью 2000 года специалисты Консерватории. И подобных примеров хранители ситроеновских сокровищ приведут немало.
Но и они, кого, казалось, ничем не удивишь, были немало поражены, когда там же, в Нормандии, в середине 80-х годов на чердаке заброшенной фермы местные крестьяне обнаружили покрытые паутиной три экспериментальные малолитражки TPV. Эта аббревиатура расшифровывается как Toute Petite Voiture, дословно — «очень маленькая машинка». Это тоже было эхо грозового 1939 года. Машине, спроектированной Пьером Буланже, предстояло стать главным козырем в борьбе с главным конкурентом — Renault.
Ее дебют подгадали к осеннему Парижскому автосалону. Целых 250 прототипов — беспрецедентная даже для нынешнего времени опытная партия — к тому времени накатывали километраж по глухим дорожкам, вдали от посторонних глаз. Но в сентябре началась Вторая мировая война, и салон, понятно, не состоялся. А машинки… Какие-то погибли под бомбежками, какие-то были порезаны — авиационным заводам требовался дефицитный алюминий. А эти три, вероятно, замуровали до лучших времен да позабыли. В Консерватории их даже не стали восстанавливать. Но по уцелевшей документации построили точную копию и поставили рядом для наглядности.
Площадь звезд
photo-3.jpg

Самые необычные концепт-кары фирмы: Urbain I (1972 год) и Urbain II (1973 год). У первого был сдвижной фонарь кабины, у второго — откидной. Обе машины имели двухцилиндровый оппозитный двигатель от серийного Citroёn 2CV
Самые необычные концепт-кары фирмы: Urbain I (1972 год) и Urbain II (1973 год). У первого был сдвижной фонарь кабины, у второго — откидной. Обе машины имели двухцилиндровый оппозитный двигатель от серийного Citroёn 2CV
Общая площадь помещений 6500 м2 позволяла без проблем разместить несколько сотен машин, гигантский архив, накопленный со времен Андре Ситроена, а также организовать подобающую реставрационную мастерскую. Открывал Консерваторию 28 ноября 2001 года Пьер Пежо, председатель наблюдательного совета PSA Peugeot-Citroёn. Внук одного из основателей компании, он был большим энтузиастом сохранения исторического наследия. Появление как музея l’Aventure Peugeot в Сошо, так и Консерватории — во многом его заслуга.
В Консерватории хранится более 300 автомобилей и 1400 погонных метров различных документов, связанных с маркой.
photo-4.jpg

Подборка коммерческих автомобилей. Крайний справа — экспериментальный G1 грузоподъемностью 750 кг (1948 год). Слева от него — TUB 11, сделанный перед войной в количестве 1749 штук, — ничто по сравнению с объемами производства Citroёn H (следующий автомобиль), выпускавшегося несколько десятков лет. Замыкают линейку модели, выпускавшиеся совместно с Fiat в 70-е годы
Подборка коммерческих автомобилей. Крайний справа — экспериментальный G1 грузоподъемностью 750 кг (1948 год). Слева от него — TUB 11, сделанный перед войной в количестве 1749 штук, — ничто по сравнению с объемами производства Citroёn H (следующий автомобиль), выпускавшегося несколько десятков лет. Замыкают линейку модели, выпускавшиеся совместно с Fiat в 70-е годы
Поскольку Консерватория не является музеем, единицы хранения стоят без тематической разбивки — плотными рядами. И, конечно, все трудности искупаются подборкой экспонатов. Позже, правда, выяснилось, что машины в Консерватории все-таки сгруппированы по темам. Это, во-первых, образцы серийной продукции начиная с 1919 года до наших дней; во-вторых, экспериментальные разработки и концепт-кары — их тоже немало; наконец, спортивные машины. Есть и совсем необычные экспонаты, такие, как… вертолет. Его оснащали роторнопоршневым мотором мощностью 180 л. с. (Этой темой компания Citroёn занималась с середины 60-х до 1979 года.) Вертолет совершил несколько вылетов — в воздухе он развивал до 200 км/ч. Однако после закрытия убыточных работ над роторно-поршневыми силовыми агрегатами была утрачена и путевка в небо.
Игрушки Ситроена
photo-5.jpg

Citroёn Mehari с каркасом из труб и кузовными панелями из термопласта АБС выпускали с 1968 по 1988 год. Сделано 144 953 штуки
Citroёn Mehari с каркасом из труб и кузовными панелями из термопласта АБС выпускали с 1968 по 1988 год. Сделано 144 953 штуки
Удивительно разноплановой была деятельность фирмы в прошлом! Выпускались не только легковые модели, но и грузовики, автобусные шасси, тракторы, военная техника. Андре Ситроен приказал открыть даже фабрику игрушек, чтобы на уменьшенных жестяных копиях настоящих моделей растить будущих клиентов своей фирмы. Целые полки в Консерватории заняты Jouet Citroёn — игрушками Ситроена.
В такие машинки играла даже нынешняя королева Великобритании! Они близки к оригиналам — производят не меньшее впечатление, чем масштабные макеты из заводской дизайн-студии. Вообще ситроеновская продукция всегда выглядела, как увеличенные игрушки. Не потому ли именно на «ситроенах» передвигались персонажи популярных детских комиксов (им посвящена отдельная экспозиция) и герои французских кинокомедий?
Подходишь к ряду утилитарных моделей Mehari и сразу вспоминаешь Луи де Фюнеса в ленте «Жандарм и инопланетяне». Изпод капота такой машины, обездвиженной исходившим от летающей тарелки пришельцев энергетическим полем, он извлекал то радиатор, то впускной коллектор рядного четырехцилиндрового мотора. В этом месте советские зрители, даже те, кто смотрел этот уморительный фильм много раз, не смеялись. И понятно — не французы. А каждый гражданин Пятой республики знал, что у Mehari — оппозитный двухцилиндровый мотор воздушного охлаждения, как у знаменитого Citroёn 2CV.
О партнерах
А еще — но об этом сегодня почему-то мало вспоминают даже в компании Citroёn — она была в числе пионеров дизелизации. Уже в тридцатые годы с ее конвейеров сходили развозные фургоны и среднетоннажные грузовики с дизелями, имевшими предкамерную систему впрыска Ricardo Comet. Их мощность 40, 55 и 76 л. с.
Теоретически эти дизели можно было адаптировать и для легковых моделей, как в те годы поступили фирмы Mercedes-Benz и Hanomag. Но ставить под угрозу коммерческий успех не решились. Еще не затянулись раны от рискованных коммерческих авантюр Андрэ Ситроена, ставших причиной его смерти и едва не погубивших фирму. В 1934 году после банкротства она перешла во владение главного кредитора — шинного гиганта Michelin и находилась под ним вплоть до декабря 1974 года, когда шинники по собственной инициативе передали ее фирме Peugeot.
Надо сказать, что всемирная история автомобиля — это сплошные поглощения и мезальянсы. И фирма Citroёn часто действовала жестко. Чтобы выпускать знаменитые гидропневматические подвески, она отобрала у компании Laffly в 1948 году ее головной завод в Аньере. В 1961-м новой жертвой Citroёn стало предприятие фирмы SIMCA в Нантере. В 1965-м была приобретена компания Panhard. В Консерватории выставлены и ее последняя модель, и уже ситроеновская разработка на этой же базе, так, впрочем, никуда и не пошедшая. Ну а когда фирма Citroёn уже входила в группу PSA Peugeot-Citroёn, «большой брат» отобрал у нее бывшее производство Panhard и переориентировал его исключительно на выпуск колесной бронетехники.
А музея-то нет!
photo-6.jpg

Командорский вездеход исследователя Африки Жорж-Мари Хаардта — Citroёn B2 Autochenilles по прозвищу «Золотой скарабей» (1922 год)
Командорский вездеход исследователя Африки Жорж-Мари Хаардта — Citroёn B2 Autochenilles по прозвищу «Золотой скарабей» (1922 год)
У компании всегда было особое отношение к спорту. Так повелось еще со времен Андрэ Ситроена. Он полагал, что наиболее эффективный способ рекламирования продукции — пробеги. Где как не на супермарафонских дистанциях проявляются самые важные для потребителя качества? Ситроен заново открыл для европейцев Африку, отправив туда в 1922 году свою правую руку — Жорж-Мари Хаардта с экспедицией на полугусеничных вездеходах. Затем были Черный рейд и не менее знаменитый Желтый рейд — его маршрут пролегал уже с Ближнего Востока в Китай.
Мы не раз писали об этих героических пробегах, однако одно дело прочесть и совсем другое — увидеть живьем командорский Scarabee d’Or — «Золотой скарабей». На каждый вездеход экспедиции наносился особый опознавательный знак — и на вездеходе Хаардта красовался жук-навозник. Его выцветшее изображение сохранилось на борту до наших дней, хотя сама машина, похоже, ни разу не реставрировалась.
От одного взгляда на этот утлый вездеходик становится неуютно. Надо было обладать настоящей отвагой, чтобы пуститься на таком в путешествие через бескрайние каменистые пустыни в самое сердце Африки.
photo-7.jpg

Citroёn ZX для Кубка мира по ралли-рейдам середины 90-х годов
Citroёn ZX для Кубка мира по ралли-рейдам середины 90-х годов
Какая пропасть разделяет этот полугусеничный 20-сильный автомобиль и ралли-рейдовый прототип Citroёn ZX Т2 1995 года! Двигатель мощностью 330 л. с., постоянный полный привод с самоблокирующимся межосевым дифференциалом, углепластиковые карданные валы, длинноходная пружинная подвеска, рассчитанная на прыжки с барханов на полном ходу. Целое семейство таких автомобилей было создано в период с 1992 по 1996 год. За это время Пьер Ляртиг и Мишель Перрэн одержали на них победы в 17 этапах Кубка по ралли-рейдам!
Сегодня овеянные славой машины бок о бок тихо дремлют под полиэтиленом. Придет время, их приведут в порядок, чтобы показать на очередной выставке. Ведь музея у Citroёn попрежнему нет.
Я поведу тебя в музей
photo-8.jpg

Отыскать Консерваторию довольно просто — это обширный ангар позади цехов завода в Олнэ. У въезда — заметная стела с надписью Conservatoire Citroёn, Aulnay-sous-Bois.
Однако найти заветный въезд — только половина дела. Повторим, что Консерватория — не музей и поэтому не имеет установленных часов работы. Чтобы попасть туда, надо договориться с руководством компании. Скорее всего в одиночку это не удастся — предложат собрать группу энтузиастов. На официальном сайте www.citroen.com еще раз напоминают, что Консерватория закрыта для широкого доступа. Впрочем, смелость города берет.

photo-10.jpg photo-11.jpg
photo-12.jpg photo-13.jpg
photo-14.jpg photo-16.jpg
photo-17.jpg photo-18.jpg
photo-19.jpg photo-20.jpg
photo-21.jpg